Пятница, 29.03.2024, 12:37

..



Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · Браузер: « v»
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Всё об «Электроника БК0010(-01), БК0011(М)»! » Программы | Утилиты | ДОСы » Графические редакторы » «Graf» » «Graf 4» [xx.xx.90] (Автор: Саттаров Н. М.)
«Graf 4» [xx.xx.90]
-=RUS=-Дата: Среда, 24.09.2014, 23:50 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 352
Репутация: 1
Статус: Offline
(Graf 4.doc)

     ******************************************************
     *                                                    *
     *                      G R A F 4                     *
     *                      ---------                     *
     *                                                    *
     *                 ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР               *
     *                 ДЛЯ МИКРО-ЭВМ БК0010               *
     *                                                    *
     *                     Казань-1990                    *
     *                                                    *
     ******************************************************

                           1. ВВЕДЕНИЕ

   Назначение   редактора   -   создание  рисунков,  чертежей  и
компьютерных  фильмов;  получение  "твердой  копии"  рисунков на
принтере или графопостроителе.
   GRAF4   -   векторный  редактор (запоминаются  опорные  точки
графических  примитивов).  Создание  рисунков  осуществляется на
экране дисплея при помощи графического курсора (пера).

                        2. ХАРАКТЕРИСТИКИ

   - Длина программы - 10 кбайт;
   - емкость  графической  библиотеки в памяти - до 48 рисунков,
     до 1100 примитивов типа "линия";
   - возможность  создания,  редактирования,  удаления  рисунков
     в графической библиотеке;
   - графические   примитивы: линия,  окружность,  дуга,  текст,
     вложенный рисунок, закрашивание, закрашенный прямоугольник,
     инверсный прямоугольник, спрайт;
   - специальные примитивы: музыка, задержка,  цикл,  приращения
     координат, вызов подпрограммы;
   - 4 вида толщины линии;
   - 7 видов шрифта - горизонтальные и наклонные буквы;
   - масштабирование, повороты,вложенность рисунков (5 уровней);
   - возможность подключения "мыши" или джойстика для управления
     графическим курсором;
   - возможность   загрузки/выгрузки  драйверов   принтера   или
     графопостроителя;
   - возможность наращивания функций редактора  путем  подгрузки
     дополнительной программы в машинных кодах;
   - работа пользователя в режимах меню;
   - чтение/запись  рисунков  и  библиотек на  магнитную  ленту;
   - работа только в цветном режиме: 256*240 точек,  4  основных
     цвета, 9 цветов фона;
   - противодребезговая защита клавиатуры;
   - редактор разработан в машинных кодах при помощи транслятора
     ASM.

        3. КОМПЛЕКТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕДАКТОРА

   GRAF4      - графический редактор со  встроенной  графической
                библиотекой (с примерами  и кратким  описанием);
   GRAF4.DOC  - описание  редактора (независимея  программа, за-
                гружаемая и выполняемая  из  пускового  монитора
                БК0010);
   MUSIC.DRV  - программа  для подбора музыки на  клавиатуре; на
                экран  выводятся числовые значения высоты звука;
   MOUSE.DRV  - программа рисования на экране дисплея при помощи
                "мыши"  (рекомендуется использовать для создания
                контуров   сложных  рисунков);  кнопки  "мышки":
                ЛЕВАЯ - перо опущено,  ПРАВАЯ - стирание;  выход
                из программы по нажатию любой клавиши микро-ЭВМ;
   Пакет драйверов графической печати на принтеры.

   Примечания.
   1)  Драйвер  графопостроителя  CM6470  поставляется  отдельно
вместе с блоком сопряжения устройства.
   2)  Данное  руководство может  быть  распечатано  на  принтер
текстовым  редактором серии "TED" или копировщиком серии "HELP".
Средства  печати  текстовых  документов  не  входят  в  комплект
поставки графического редактора.

                    4. ГЛАВНОЕ МЕНЮ РЕДАКТОРА

  Главное  меню  состоит  из двух таблиц - каталога библиотеки и
перечня  директив. Имеется указатель, который перебрасывается из
одной  таблицы  в  другую  клавишами <ВЛЕВО> или <ВПРАВО>. Выбор
нужного  рисунка и директивы производится перемещением указателя
клавишами  <ВВЕРХ> или <ВНИЗ>, выполнение директивы - по клавише
<ВВОД>.

                   Имеются следующие директивы.

   РЕДАКТИРОВАНИЕ   - вход в  экранный  режим  для просмотра или
                      исправления рисунка;
   СОЗДАНИЕ  РИСУНКА- создание   имени  рисунка  в  каталоге; по
                      сообщению "ИМЯ?" следует ввести имя;  ком-
                      ментарий отделяется от имени пробелом; же-
                      лательно использовать  короткое имя в  ри-
                      сунках, многократно вкладываемых в другие;
 допускается  дублирование имени;
   КОПИРОВАНИЕ      - копирование рисунка; допускается  дублиро-
                      вание имени в библиотеке;
   УДАЛЕНИЕ РИСУНКА - удаление из библиотеки;
   ЧТЕНИЕ   РИСУНКА - чтение рисунка с магнитной ленты;
   ЧТЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ- чтение библиотеки с магнитной ленты;  ста-
                      рая библиотека уничтожается;
   ЗАПИСЬ  РИСУНКА  - запись рисунка на ленту, по  умолчанию имя
                      берется из каталога библиотеки;
   ЗАПИСЬ БИБЛИОТЕКИ- запись на ленту;
   ЗАПИСЬ ФИЛЬМА    - запись фильма в виде автономного  програм-
                      много блока; исполнение фильма будет начи-
                      наться с рисунка,где расположен указатель;
   ЗАПИСЬ СИСТЕМЫ   - запись редактора вместе  с  библиотекой  и
                      загруженным драйвером;
   ЗАГРУЗКА ДРАЙВЕРА- загрузка драйвера  принтера,  графопостро-
                      ителя или другой программы в кодах;
   ВЫГРУЗКА ДРАЙВЕРА- удаление драйвера из редактора;
   УСТРОЙСТВО       - настройка  на  внешнее  устройство: "мышь"
                      или джойстик;
   ДИСПЛЕЙ          - настройка   на  дисплей:  черно-белый  или
                      цветной;
   ОЧИСТКА          - очистка библиотеки;
   ВЫХОД            - выход  из редактора;

  Примечания.
  1) При удалении рисунков, драйвера и очистки появляется вопрос
"Д/Н?",  для  подтверждения директивы следует ответить "Д" (да).
  2) Директивы  "ЗАПИСЬ  СИСТЕМЫ"  и "ВЫХОД" блокированы паролем
"УГУ".

                 5. РЕЖИМ "РЕДАКТИРОВАНИЕ"

                  5.1 Директивы  курсора

    ВЛЕВО, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВНИЗ ,
    ВЛЕВО-ВВЕРХ  (СУ \),
    ВПРАВО-ВВЕРХ (СУ ]),
    ВЛЕВО-ВНИЗ   (СУ _),
    ВПРАВО-ВНИЗ  (СУ ^)  - перемещение курсора;
    Ш - выбор шага курсора (1,2,4,8,16 точек);
    . - выбор вида курсора.

          5.2 Директивы создания графических примитивов

   <ВЛЕВО-В-УГОЛ>,ВС - опустить или поднять перо (при  опущенном
       пере создаются примитивы-линии);
   Л - линия, рисование в точку, где находится перо;  начало ли-
       нии задается клавишей <ПРОБЕЛ> или точкой, где  последний
       раз находилось опущенное перо;
   / - рисование линии  при помощи резиновой  нити; конец  линии
       фиксируется клавишами  <ВЛЕВО-В-УГОЛ>, <ВС>  или  <ВВОД>;
       выход из режима - по <СБР>;
   О - окружность, центр  фиксируется  клавишей  <ПРОБЕЛ>, точка
       на окружности задается  курсором (по  осям  ОX  или  OY);
   Д - дуга, центр фиксируется  клавишей <ПРОБЕЛ>, радиус - кур-
       сором; начинается  построение  рабочих  точек  по нажатию
       клавиши <Д>, начало дуги фиксируется  клавишей  <ПРОБЕЛ>,
       <ВВОД> - конец  дуги, <СБР> - выход из режима без постро-
       ения дуги; рабочие точки  убираются по  клавише "Э"; дуги
       строятся кратно 10 градусам;
   Т - текст, шрифт задается по "А"; область  экрана под буквами
       не стирается, т.е. происходит наложение на любой фон; зa-
       бой неверного символа - клавишей <РЕД>, запоминание  при-
       митива - по клавишам управления,выход - <ВВОД> или <СБР>;
   Р - вложение рисунка;  рисунок  предварительно  выбирается по
       "И",  масштаб - по  "М",  угол  поворота - по  "У";  если
       рисунок  не  выбран - сообщение  "ОШИБКА";  если  текущий
       цвет черный, то производится стирание рисунка, т. е. чер-
       ный цвет  подавляет цвета всех вложенных рисунков; если в
       каталоге несколько  рисунков с одинаковым  именем - выби-
       рается первый; первая точка вкладываемого рисунка - точка
       привязки;
   З - закрашивание замкнутой области, цвет выбирается  клавишей
       "Ф"; исполнение закрашивания можно  прекратить  по  <КТ>;
       координата Y начальной  точки закрашивания  преобразуется
       в число, кратное 4;
   П - закрашенный прямоугольник, цвет выбирается  по  "Ф", гра-
       ницы задаются  резиновым прямоугольником, <ВВОД> - созда-
       ние, <СБР> - выход без создания примитива;
   С - спрайт (область экранной памяти),  границы  задаются  как
       в директиве "П"; если памяти не  достаточно  для спрайта,
       примитив не запоминается и сообщение  о  переполнении  не
       выдается; спрайты требуют очень  большого расхода памяти;
   Ж - инверсирование прямоугольника,границы задаются как в "П".

                5.3 Директивы выбора параметров

   1 - красный цвет;
   2 - зеленый цвет;
   3 - синий   цвет;
   4 - черный  цвет;
   Щ - выбор толщины линии, окружности, дуги;
   А - выбор шрифта;
   Ф - цвет фона (для  закрашивания и прямоугольника);  последо-
       вательность переключения фона приведена в табл. 1;
   И - имя,  выбор  рисунка  для   вложения  в  данный  рисунок,
       <ПРОБЕЛ> - просмотр  выбираемого рисунка, <ВВОД> - выбор;
       при попытке выбрать имя редактируемого рисунка- "ОШИБКА";
   У - выбор угла поворота рисунка;
   М - выбор масштаба рисунка;
   <ПРОБЕЛ> - фиксирование точки - начала линии,  центра  окруж-
              ности или дуги;

           5.4 Режим просмотра созданных примитивов

   Е - вхождение в режим просмотра от начала рисунка;
   Н - вхождение в режим просмотра с конца рисунка;

          Режим просмотра имеет следующие директивы:

   E - просмотр "вперед";
   H - просмотр "назад";
   Э - восстановление экрана;
   Ш - шаг перемещения примитива;
   В - вставка примитива после данного;
   1 - фиксирование первой точки примитива для перемещения;
   2 - фиксирование второй точки  или  радиуса окружности, дуги;
   <ВЛЕВО>,<ВПРАВО>...- перемещение примитива;
   <-> - удаление примитива;
   <СБР> - выход из режима просмотра.

                  5.5 Специальные примитивы

   K C=# - вызов дополнительной программы; по директиве "ЗАГРУЗ-
           КА ДРАЙВЕРА" может быть  загружена любая  программа в
           машинных кодах; запуск  ее  производится  как по  ди-
           рективе "*", так и при исполнении данного  примитива;
           требования  к  дополнительной программе:  она  должна
           быть  перемещаемая и завершаться  командой  "RTS PC",
           регистр  R5 должен возвращаться без изменений;  пара-
           метр примитива передается  программе в R2;
   К W=# - задержка, где  # - число  1 ... 255 - длительность  в
           условных  единицах, если W=255 - то   задержка произ-
           водится до нажатия  любой  клавиши; исполнение  любой
           задержки  прерывается  также  нажатием любой клавиши;
   К М=# - музыка, где # - число; числа  1 ... 16 - длительность
           звука; 45 ... 69 - звуки (см. табл. 2);
   K N=# - цикл: повторение последующего примитива заданное чис-
           ло раз;  прерывание  исполнения  примитива  по  <КТ>;
   K X=# - приращение координаты X в  цикле;  отрицательные чис-
           ла записываются в дополнительном коде (числа  -1, -2,
           -3 ... - это 255, 254, 253, ... );
   K Y=# - приращение координаты Y в цикле;
   Я     - повторное  создание   предыдущего   специального при-
           митива.

                     5.6 Прочие директивы

   Э - восстановление   экрана,  при  держании  клавиши  нажатой
       специальные  примитивы  (музыка  и т. д.) не исполняются;
       вывод рисунка прекращается по клавише <КТ>;
   + - включение/выключение  запоминания  примитивов  в  памяти;
   * - вызов программы - драйвера;
   <-> - удаление последнего примитива;
   <ВВОД> - возврат в главное меню редактора;

            6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ

   В режиме "РЕДАКТИРОВАНИЕ" в служебной строке указаны: положе-
ние пера, признак запоминания примитивов, цвет, цвет фона, коор-
динаты курсора, размер свободной  памяти.
   По  клавише  <СТОП>  осуществляется выход  в  главное  меню с
перезапуском  системы.  Не следует злоупотреблять этой клавишей,
так  как  не  везде  предусмотрена возможность внезапного стопа.

                   7. ДИНАМИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

   Для  создания рисунка  (фильма)  из нескольких кадров следует
после  каждого  кадра  вводить  примитив  "W=255"  и очистку при
помощи примитива - прямоугольника.
   Движение    реализуется   появлением   примитива   (рисунка),
задержкой, стиранием; появлением на новом месте и т. д.

               8. РАБОТА С "МЫШЬЮ" И ДЖОЙСТИКОМ

   Редактор предназначен  в  основном  для  работы с клавиатурой
микро-ЭВМ.  Допустимо  также  подключение "мыши" и джойстика для
управления  графическим  курсором и инверсными указателями. Ввод
директив  программы  в  режиме  "РЕДАКТИРОВАНИЕ"  осуществляется
всегда с клавиатуры.

     Кнопки "мыши" и джойстика выполняют следующие функции:

   Левая кнопка   - имитация  нажатия  клавиши <ВВОД>;
   Правая  кнопка - имитация  нажатия  клавиши,   которая   была
введена последней в  микро-ЭВМ.

   Редактор настроен  на "мышку" УВК-1 "МАРСИАНКА", поставляемой
заводом-изготовителем с разъемом для подключения к БК0010.
   Подключение джойстика описано в табл. 3.

       9. СОВМЕСТИМОСТЬ С ПРЕДЫДУЩИМИ ВЕРСИЯМИ РЕДАКТОРА

   Редакторы "GRAF" развиваются, некоторые вещи в ранних версиях
сделаны  не  совсем удачно. К сожалению, жесткая экономия памяти
не позволяет реализовать полную совместимость.

                  9.1 Совместимость с GRAF1

   Примитивы-команды GRAF1 не работают в данной версии редактора
и  должны  быть  удалены перед загрузкой рисунков или библиотек.
  Текстовые   примитивы   с   большими   наклонными  буквами  не
совместимы. В тексте перестают работать коды очистки, инверсии и
подчеркивания.  Буквы  выводятся  наложением  (не  стиранием) на
область экрана.

                  9.2 Совместимость с GRAF2

   Широкие  наклонные   буквы  выводятся  как  узкие.  В  тексте
перестают работать коды очистки, инверсии и подчеркивания. Буквы
выводятся наложением на область экрана.

                   9.3 Совместимость с GRAF3

         Редактор GRAF4 полностью совместим с GRAF3.

                    ТАБЛИЦА 1.   ЦВЕТА ФОНА
                    -----------------------
                    : Черный              :
                    : Красный             :
                    : Темно-красный       :
                    : Красная штриховка   :
                    : Зеленый             :
                    : Темно-зеленый       :
                    : Зеленая штриховка   :
                    : Синий               :
                    : Темно-синий         :
                    : Синяя штриховка     :
                    : Малиновый           :
                    : Желтый              :
                    : Голубой             :
                    : Малиновая штриховка :
                    : Желтая    штриховка :
                    : Голубая   штриховка :
                    -----------------------

        ТАБЛИЦА 2.   КОДИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИМИТИВОВ
  .............................................................
   : : : :  :  : : : :  :  : : : : : :  :  : : : :  :  : : : :
   : : : :  :  : : : :  :  : : : : : :  :  : : : :  :  : : : :
   : : : :  :  : : : :  :  : : : : : :  :  : : : :  :  : : : :
   --- ---  :  --- ---  :  --- --- ---  :  --- ---  :  --- ---
    :   :   :   :   :   :   :   :   :   :   :   :   :   :   :
    46  48  :   51  53  :   56  58  60  :   63  65  :   68  :
  45: 47: 49: 50: 52: 54: 55: 57: 59: 61: 62: 64: 66: 67: 69:
  -----------------------------------------------------------

        ТАБЛИЦА 3.   ПОДКЛЮЧЕНИЕ ДЖОЙСТИКА К ПОРТУ БК0010
  -----------------------------------------------------------
  :   Назначение   : Номер  разряда : Контакт разъема порта :
  -----------------------------------------------------------
  : Вперед (вверх) :  0  (входной)  :          B24          :
  : Вправо         :  1  (входной)  :          A24          :
  : Назад  (вниз)  :  2  (входной)  :          B23          :
  : Влево          :  3  (входной)  :          B17          :
  : Левая  кнопка  :  4  (входной)  :          B20          :
  : Правая кнопка  :  5  (входной)  :          A20          :
  : Общий          :  0  (выходной) :          A16          :
  -----------------------------------------------------------

                  Вывод рисунков на плоттер.

      Для вывода рисунка с графического редактора GRAF4;P
   на плоттер необходимо:

     1. Загрузить драйвер плоттера (PLOT.DRV)
        (если будет не достаточно памяти для размещения
        драйвера, необходимо удалить часть рисунков).
     2. Войти в соответствующий рисунок.
     3. Передать управление драйверу (команда "*").
     4. Дать команду распечатки (команда "Э").

   Примечание:

      Закрашивания, спрайты на плоттер не выводятся.


 
Всё об «Электроника БК0010(-01), БК0011(М)»! » Программы | Утилиты | ДОСы » Графические редакторы » «Graf» » «Graf 4» [xx.xx.90] (Автор: Саттаров Н. М.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

-=RUS=-
ICQ: 320867225
asr-corp@yandex.ru
bk001x@yandex.ru